Студия HR решений, которая живет и дышит HRM консалтингом, наблюдает за украинским бизнесом, видит рынок труда с разных сторон, постоянно общается с собственниками, менеджерами и HRM коллегами разных компаний, не смогла промолчать на тему “что делать и как быть?”.
Идем на провокацию и начнем с мысли, которая уже вызывает оскомину:
2020 год был удивительным для бизнеса: мега сложным и при этом, настолько же интересным.
Прошлый год показал, что стабильности больше не существует и все может поменяться в любой момент. Планы это хорошо - а гибкие планы, быстрые решения, бизнес мобильность и умение моментально перестраиваться - это тренды успешного выживания.
Меньше чем за год ощутимо изменились не только физические условия работы. Изменились подходы, схемы, правила работы в бизнесе, роль руководителя, роль команды, отношение сотрудников к работе, и, даже, ценности и приоритеты людей. Сложно было всем: руководителям и менеджерам управлять, контролировать, мотивировать; сотрудникам работать эффективно, понимать, как работать в новых реальностях; всем - оставаться в ресурсе, не выгорать, и хоть как-то понимать, что ждет впереди, избегая страхов за свое настоящее и будущее.
Небольшая тезисная ретроспектива “какие действия бизнеса могут быть успешными в сфере управления человеческим капиталом в текущих реалиях” сформировалась у нас в буквенном виде и мы делимся ей с вами.
Для справки: Ретроспектива - эффективный инструмент Agile технологий, проведения анализа работы команды (компании) в прошедшем периоде для выявления зон роста, решения текущих проблем и создания плана улучшений работы в следующем периоде.
Цель ретроспективы: обмен информацией среди членов команды для совершенствования рабочих процессов.
Мы воспользуемся классическим подходом ее проведения, набором из 4-х «правильных» вопросов:
1. Какие новые решения, практики, инструменты заработали в 2020? Что начали делать?
2. Как изменились традиционные подходы, какие процессы продолжают быть работающими? Что нужно продолжить делать?
3. Что перестало работать, пока или совсем? Что нужно прекратить делать?
4. Какие практики берем и /или запускаем в новом 2021 году?
p.s. И сразу лайфхак для руководителей: уже завтра вы можете сделать ваши рабочие планерки с командами более эффективными, если для обсуждения текущей ситуации и статуса по задачам вы используете эти 4-е вопроса выше.
Пройдясь по самым ярким и важным трендам в управлении нашими людьми, мы ответим на эти вопросы кратко. Итак, поехали:
1. Какие новые практики, инструменты заработали в 2020? Что начали делать?
Уже не новая реальность: онлайн рабочие места и работа из дома.
Не будем рассказывать стопицот историй, как руководители, которые не верили в то, что сотрудники могут работать не из офиса, радиально лишились этого мифа за каких-то пару месяцев. Могут! Работают. И даже эффективно! Понятное дело, что не все сферы бизнесы могут себе “это позволить”, но для очень многих было открытие, что так тоже работает. Главное, организовать все “с умом”.
Ремоут сотрудники и команды - примите и это!
Теперь ваши сотрудники, будущие и настоящие, могут, не только работать из дома, а и жить в любой точке мира. Качественный подход к найму и адаптации, грамотный руководитель, мудрый эксперт-наставник, логичные бизнес-процессы, прописанные и понятные зоны ответственности сотрудников, достаточные коммуникации, разумный контроль и обязательная четкая своевременная обратная связь - и вам без разницы с какой локации мира работает ваш лучший удаленный сотрудник. Конечно, если бизнес это позволяет. Не путать с, все еще живущим, субъективным неверием некоторых руководителей: “у нас это не работает. я знаю”.
Качественные коммуникации и логичные процессы работы - таблетка выживания бизнеса.
В статьях цикла “Краткий курс HR для руководителей” (загляните в наши прошлые статьи в блоге) мы говорили о важности выстроенных коммуникаций и понятных алгоритмов действий для любого уровня сотрудников, что и как должно работать в компании. Сейчас - эти процессы мега must have!
Вы, как руководитель, должны быть уверены, что ваши сотрудники знают, что им делать, как им работать, кто им может помочь, что вы от них ожидаете, как им действовать в форс-мажорных ситуациях, где или кого они могут “найти” ответы на все свои вопросы. И все это “не у вас в голове”, а в логично прописанных процессах и в знаниях сотрудников.
2. Как изменились традиционные подходы, какие процессы продолжают быть работающими?
Осмысленные бизнесы привлекают успешных сотрудников.
Бизнесы со смыслом - это компании с ориентацией на будущее, которые работают и совершенствуются не только с целью получения краткосрочных преимуществ, но и для создания ценностей в перспективе. Компании, которые не просто говорят о целях, но и о ценностях. Если у вашего бизнеса, помимо получение прибыли, есть реальная миссия и ценности, с целью уважать и поддерживать свою экосистему и все заинтересованные стороны - ваш бизнес однозначно будет привлекать более умных, качественных, целеустремленных и современных сотрудников.
Менеджер по персоналу (HRM) - партнер бизнеса.
Роль менеджера по персоналу продолжает смещаться с операционных задач в партнерскую позицию. Никто не отменяет важность роли специалистов по подбору, по поддержке сотрудников, кадровому делопроизводству, администраторов рабочих пространств для работы, отдыха ваших людей.
Новые HRM - это профессиональные эксперты в сфере управления персоналом, помогающие бизнесу достигать целей и оставаться в безопасности. Как? Начиная с изменении текущих HR процессов до разработки стратегий, которые наравне с финансами, продажами, услугами и т.п. направлениями приводят бизнес к успеху. Поверьте, HR специалисты могут быть не только полезными, но и эффективными.
Гармоничное сочетание людей и технологий
Технологии не заменяют человека, а дополняют и расширяют его возможности. Разумно оставаться сбалансированными в желаниях “все оставить по старинке” или “дигитализировать все”. В этом вопросе важно, начинать не с необдуманной, но трендовой автоматизации всех процессов подряд, а с переосмысления: как можно обеспечить логическое и эффективное дополнение людей и их работы технологиями. И чаще, в украинском бизнесе, нужно начать с банальной оптимизации и про нее следующий пункт.
3. Что перестало работать, пока или совсем? Что нужно прекратить делать?
Счеты - инструмент для забивания гвоздей.
Если счеты (да, те самые, деревянные), амбарные книги, тонны бумажной документации, калькуляторы, городские телефоны и лимитный интернет еще с вами - вы в прошлом веке. Если элементарные google-документы, CRM и ATS системы, современный сайт, выстроенные онлайн-коммуникации, корпоративные мессенджеры, электронные документы и подписи, аутентичная корпоративная культура - все это не про вас - вы очень близко к пропасти. Думаю, понятно, что надо делать…:)
Я начальник. Ты дурак.
Ценности людей меняются. Я - личность. Я - профессионал. Я хочу чтобы меня уважали. Вроде все очевидно. Но! Мы все еще об этом забываем. Все реже в эффективном управлении людьми работает авторитарность менеджера, ограничение самостоятельности сотрудника, бдительный навязчивый контроль, микроменеджмент, эмоциональное давление, а тем более - физическое давление (крики, угрозы, запугивания). Понятное дело, что везде бывают исключения. При этом, разумнее переходить на сторону равных партнерских отношений: на выстраивание взаимно заинтересованных, развивающих друг друга отношений между компанией и сотрудником.
Работники вне поколений: от миллениалов к сотрудникам на все времена.
Компании все еще традиционно полагаются на возраст и особенности поколений своих работников. Сегодняшняя рабочая сила более сложна, чем когда-либо, что делает демографическую призму не столь четкой. Тренды в этом вопросе - ориентироваться не на возраст, а на при прочих равных профессиональных компетенциях, на мотиваторы и ценности конкретного сотрудника, объединяя их в команды единомышленников. Это повысить их собственную значимость, профессиональную ценность и, в итоге, выльется в лояльность к разновозрастным коллегам и к компании в целом. И прекратите рассматривать кандидатов до 40 лет! Эти ограничения, как минимум, лишают вас хороших экспертных сотрудников. Про максимум - не в этом статье… ))
4. Какие практики берем и /или запускаем в новом 2021 году?
Твой бизнес. Мой бизнес. Общие смыслы и ценности.
Мы реалисты и понимаем, наемный сотрудник никогда (практически никогда) не будет относиться к вашему бизнесу как к своему. Но! Наибольшей эффективности можно достичь, если сотрудники работает в вашей компании не только чтобы заработать деньги для удовлетворения своих потребностей, а имеет возможность реализовать себя как специалиста, раскрыть и использовать свои таланты, быть частью команды, болеть за компанию и ее развитие. Надежные сотрудники работают там, где совпадают ценности и смыслы, есть понимание “куда я приду и кем я буду, если буду идти вместе именно с этой компанией”
Дом - новое рабочее место.
Работа из дома, либо откуда-то еще даже после отмены мер социального дистанцирования останется важной частью того, как мы работаем. Не все сотрудники, попробовав вариант работы из дома, готовы вернуться в офис. Не все компании, посчитав финансовую экономию готовы содержать офисы для 100% своих команд. При этом, организация качественного рабочего места с необходимыми и современными инструментами для работы - остается ответственностью бизнеса. “Я могу работать и на своем домашнем компьютере, но не факт, что он будет “быстрым”, а я смогу быть эффективной”.
Офис как коворкинг - гибкие рабочие места
Тренд в организации рабочего пространства и оптимизации бюджетов бизнеса: создание 20-50% рабочих мест от всего количества необходимых в офисном пространстве. Коворкинг - гибкие рабочие места, полностью оборудованные для работы любого сотрудника компании. Коллеги приходят в офисе, когда нет возможности работать онлайн, для проведения встреч с командами, собраний фирмы, для деловых встреч с клиентами и кандидатами или просто на пятницкие корпоративные посиделки.
Life&Work balance - способ выжить в современном мире
Вашего работника теперь еще пристальнее волнует его здоровье и его близких, безопасность на работе, трудности «жонглирования» детьми, размытие границ рабочего дня, нехватка “живого общения”, уменьшение физической активности, нестабильность и еще много других стрессовых факторов, присутствующих в текущей современности. Выжать из сотрудника все и через год заменить “на свежего” - не работает. Дорого, неэффективно, неэкологично. Организация баланса между работой и личной жизнью, физическое и психологическое здоровье сотрудников - новая обязательная забота компании и ее руководителей!
Это только маленькая часть выводов и изменений, за которые мы благодарны необычному и удивительному настоящему. И как бы нам не было сложно, давайте помнить, что люди (они же наши сотрудники) - это основной потенциал любого бизнеса. И совершенно очевидно, что большую часть усилий, средств и времени мы должны отдавать им, если хотим получить от них достойные результаты работы, понимающую поддержку нас, как руководителей, заботливое отношение и лояльность к нашим бизнесам.
Все в наших руках: успешность нашего бизнеса тоже только в них!
С верой в ваш менеджерских талант и человеческую мудрость,
Студия HR решений
.